Требования к безопасности аттракционов закреплены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114 в Техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов», который подписан Российской Федерацией.

Установленные требования распространяют свое действие как на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы, так и на стационарные аттракционы, в частности на аттракционы механизированные поступательного движения (катальные горы, башни свободного падения, катальные горы, водные на лодках или плотах, катапульты, поезда парковые на рельсах, монорельсовые и канатные парковые дороги), вращательного движения (колеса обозрения, качели, карусели); водные немеханизированные; автодромы и картинги; аттракционы надувные; аттракционы для детей; другие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1939 утверждены Правила государственной регистрации аттракционов. Каждый аттракцион должен быть учтен, иметь свидетельство о государственной регистрации. Это является одним из условий эксплуатации аттракционов.

В соответствии с п. «з» ст. 1 постановления Правительства Российский Федерации от 13.05.2013 № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза» осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента возложено на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Технический регламент закрепляет обязанности эксплуатанта аттракциона, в том числе по информированию населения о безопасности аттракциона.

Так, перед входом на каждый эксплуатируемый аттракцион должна быть размещена информационная табличка, содержащая сведения о дате последней ежегодной проверки с указанием организации, которая провела проверку, и о дате ближайшей ежегодной проверки.

Кроме того, должен быть размещен государственный регистрационный знак в зоне видимости посетителей при входе на аттракцион в подтверждении государственной регистрации аттракциона.

Также перед входом на аттракцион должны быть размещены правила пользования аттракционом для посетителей; информация об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами); необходимые эвакуационные знаки, план и мероприятия по эвакуации пассажиров с большой высоты или из кресел со значительным наклоном по отношению к земле; должен быть исключен свободный доступ посетителей в опасные зоны (зоны движения пассажирских модулей, механизмов, шкафы с электрооборудованием, платформы и лестницы для обслуживающего персонала) во время работы аттракциона и вне его работы; др.

Поскольку требования к безопасности аттракционов достаточно обширны и касаются различных сфер, то несоблюдение каждого их них влечет привлечение к административной ответственность. Например, несоблюдение правил пожарной безопасности, законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии влечет административную ответственность по ст. ст. 6.3, 20.4 КоАП РФ. Наказание в зависимости от последствий может быть назначено в виде штрафа до 1 млн рублей либо приостановлении деятельности.

Предусмотрена также уголовная ответственность по ст. 238 УК РФ за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Наказание предусмотрено вплоть до лишения свободы и в зависимости от наступивших последствий до 10 лет лишения свободы.

Помощник прокурора Ленинского района г.Астрахани Безуглая Н.Р.